Костюм горожанина
(гражданский костюм пехотинца).

Англия, 1400-1415


Необходимые пояснения

Здесь я хотел бы сказать несколько слов, о том, зачем эта страничка. Непосредственным поводом для того, чтобы отснять свой костюм и выложить его описание в сети, послужил "Пир во время зимы-2002" и дискуссия на "Тоже Форуме", развернувшаяся после этого мероприятия. Если же копать глубже - то желание сделать достойный и качественный костюм. Послушать мнение просвещенной общественности. Уберечь себя и, возможно, других от ошибок, ляпов и всяческих фальсификаций. И еще (если пример окажется удачным) - сподвигнуть кого-нибудь на аналогичную авантюру. Чтобы появилось больше наглядного материала для обсуждения вопросов воссоздания костюмов на 15 в.

Работу над костюмом английского пехотинца велась (и ведется до сих пор) в рамках направления "Столетняя Война" в клубе исторического фехтования "Братина" с апреля прошлого (2001) года. Основными источниками информации при работе над костюмом послужили разработки отечественных и зарубежных реконструкторов, а также отдельные изобразительные источники:

Кроме того, я хочу поблагодарить всех, кто оказал неоценимую помощь при создании костюма - Дика Токайриша (личный пример, полезные рекомендации и сама идея заняться поздним средневековьем), Дмитрия Усова и Максима Степанова из "Братины" (первый - отдельные выкройки и советы, второй - советы и пинки), Йона из "Серебряного Волка" (отливка латунных пряжек по нашим эскизам).

Большое спасибо Галине Карпутиной, ведущей "Гардеробной комнаты Тоже Форума" - за советы по оформлению этой странички (и отдельное спасибо - за поддержание деловой и конструктивной атмосферы в "Гардеробной комнате") и Александру Лемешко - за фотографии.

 

Прошу судить получившееся не слишком строго и по возможности конструктивно. То, что выложено здесь - моя первая попытка в изготовлении средневекового европейского костюма. Сейчас, с учетом уже накопленного опыта, я понимаю, что многие вещи следовало делать по-другому. Поэтому честно напишу здесь о том, что считаю неправильным в своем костюме. Это также первая попытка наглядно обосновать свое творение - так что с благодарностью выслушаю любые замечания и советы как по шитью костюма, так и по форме обоснования (содержание и оформление странички).

Вот какие  замечания к работе над костюмом у меня самого:

О изображениях, приведенных для обоснования тех или иных частей костюма:

Справедливо замечание, что обоснование английского костюма  французскими изображениями довольно спорно. Все дело в том, что на страну/период/социальный класс, которыми мы занимаемся, катастрофически мало изображений! Поэтому работать приходилось по такой схеме: изучение материалов (прежде всего, изобразительных) на соседние регионы (Франция, Бургундия, Фландрия, даже Германия, Италия и Скандинавия) и захватывать более протяженный период, т.е. не 1400-1415, а где-то 1380-1460. Затем "творчески перерабатывать" весь материал, отбрасывать наименее вероятные варианты одежды, выбирать что-то из оставшихся - и шить. При этом основным ориентиром служили Франция и Бургундия. Именно эти страны задавали основные направления моды в самой западной части Европы и, в частности, в Англии. В то же время на данный период Англия в культурном развитии уступала своим соседям, потому активно заимствовала фасоны одежды в соседних странах. Кроме того, на стиль одежды англичан, прежде всего военных, не могло не повлиять пребывание на территории Франции во время военных операций (при этом на миниатюрах к "Хроникам" Фруассара из "Национальной библиотеки Франции" англичан и французов можно различить только по гербам и флагам - внешне они изображались весьма похожими, надеюсь так оно и было в действительности).

Вот, пожалуй, все, что я хотел бы сказать о данном проекте. Жду ваших отзывов: личные шлите на мэйл alex-bratina@mtu-net.ru, а то, что требует обсуждения - на специальную тему в "Гардеробной комнате" - Костюм английского горожанина (солдата), 1400.


Костюм полностью

(внимание! Файл большой - 800x1700, 435 kb)

Описание и обоснование


Фото Описание Обоснование
(брэ)

(брэ)
  • Короткие брэ. Лен (беленый).
1.

2.

Источник юности (фрагменты).

Пьемонтский мастер. Ок. 1430 г. Мантуя.

(рубаха)

Детали:
(ворот, завязки)
  • Брэ.
  • Короткая рубаха с завязками на вороте. Лен (беленый).

Execution of Olivier de Clisson and the Breton knights accused of treason (фрагмент).

(BNF, FR 2643)
Jean Froissart, Chronicles
fol. 126
Flandres, Bruges 15th Century



(другой вид)
  • Кауф (чепчик). Лен (беленый).

Часослов герцога Беррийского. Октябрь (фрагмент).

Братья Лимбурги, 1416.
Франция.

(рубаха, шоссы)

Детали:
(гульфик)
(вид сзади)
(стопа)
(низ шоссов)
  • Рубаха
  • Шоссы сшивные. Гульфик пришит к шоссам нижним концом. Темно зеленого цвета. Шерсть.

The French lay siege to Brest (фрагмент).

(BNF, FR 2645)
Jean Froissart, Chronicles
fol. 116v
Flandres, Bruges 15th Century.

(шоссы, рубаха, дублет без рукавов)

(другой вид)
(вид сзади)

Детали:
(воротник)
(шнуровка на плече)
(пурпуэн с рукавами)
(крепление шоссов)
(крепление шоссов)
  • Рубаха.
  • Пурпуэн (дублет) с подкладкой. Застегивается кожаными шнурками, продеваемыми в парные отверстия. Рукава и шоссы крепятся аналогично. Зеленого цвета. Верх - шерсть. Подкладка - лен.

Execution of Robert Tresilian, the duke of Ireland's cousin (фрагмент).

(BNF, FR 2645)
Jean Froissart, Chronicles
fol. 238v
Flandres, Bruges 15th Century.

(пулены)

(правый крупно)
(левый крупно)
(вид сзади)

 

  • Пулены. Коричневые. Верх - замша, подметка - кожа.

Schuhster, shoemaker (фрагмент).

1432, Das Hausbuch der Mendelschen
(Blatt 53r), (Stadtbibliothek Nuernberg)

(шоссы, пулены, дублет, жак, ремень)

Детали:
(манжета)
(ворот)
(пряжка ремня)
  • "Жак" - широкая одежда с широкими, мешковатыми рукавами и узкими манжетами. Черный. Шерсть.
  • Ремень - узкий, с латунной пряжкой, без украшений, соединений и хвостовика. Черный. Кожа (чепрак).

Gaston Phoebus teaching how to sound the hunting horn (фрагмент).

(BNF, FR 616)
fol. 54
Gaston Phoebus, Book of the Hunt
France, Paris, 15th Century.

(шаперон)

(другой вид)
(другой вид)
  • Жак.
  • Худ (шаперон) с длинным "хвостом", фестонами квадратной формы и подкладкой. Верх - темно красный, шерсть. Подкладка - желтая, лен.
  • Ремень.
1.

Gaston Phoebus, count of Foix and author of the book, surrounded by hunters (фрагмент).

2.

Bear hunt (фрагмент).

(BNF, FR 616)
fol. 93
Gaston Phoebus, Book of the Hunt
France, Paris, 15th Century.

(сумка)
  • Сумка - небольшая, с латунной пряжкой. Темно-бордового цвета. Кожа.

Rabbit hunt (фрагмент).

(BNF, FR 616)
fol. 92
Gaston Phoebus, Book of the Hunt
France, Paris, 15th Century.



Alex Egorov, 2002
Сайт управляется системой uCoz