август-сентябрь 2006
Варна - (поезд) - Горна Оряховица - Велико Тырново - Килифарево - Дряново - Трявна - Габрово - Шипка - Казанлык - Сладак Кладенец - Стара Загора - (поезд) - София - (поезд) - Дупница - Сопово - Рильский монастрырь - Благоевград - Кресна - Сандански - Мелник - Пирин - Гоце-Делчев - Огняново - Доспат - Тешел - (рад. выезд в "Дьяволско гърло") - Пампорово - (рад. выезд в "Чудни мости") - Бачково - Асеновград - Пловдив - (поезд) - Бургас - Несебр - Дюлино - устье Камчии - Варна
Посмотреть Болгарию. Отдохнуть.
Прилетели. С трепетом в душе собрали велосипеды. Убедились, что все цело, велосипеды готовы везти нас. Небольшие вмятины и царапины не в счет. Припрятали пенки и велочехлы в роще возле аэропорта. Сделали крюк, чтобы посмотреть скалы «Побиты камни».
Официальную калитку обошли стороной, поэтому местный служащий бегал за нами по всему парку, вежливо уговаривая заплатить за посещение. Лично я служителя не видел. Аля пролезла в узкую дыру в камне, по преданию смыв тем самым грехи.
В Варне попали под тропический ливень. По лужам и ручьям поехали в сторону Золотых Песков на первую ночевку – в частный пансион «Эльфи».
Утром – в Варну на вокзал. Настя спасла глупого котенка от машин. В центре поменяли свои деньги на местную валюту. Успешно погрузились на поезд и доехали в Горну Оряховицу. Оттуда докатили до Арбанаси. Первый болгарский обед. Надолго зависли в кабаке, что стало традицией. На выезде встретили двоих бельгийцев, пообщались. Спустились в Велико Тырново, древнюю болгарскую столицу. Осмотреть не успели. Нашли там голодного Валеру. К темноте доехали до Килифарево. В монастырь не попали (заперт, колотили в калитку и ворота – не открыли), проехали чуть дальше и заселились в одноименную гостиницу. Комнаты опрятные, во дворе бассейн.
Мы со Светиком вечером у бассейна продегустировали местную ракию. Закусывали плодами растущей там же яблони.
Посмотрели Килифаревский монастырь. Доехали до Дряновского монастыря, посмотрели монастырь и окрестности. Пещеру «Бачо Киро» не нашли.
Служитель культа из монастыря благословил всех желающих и одарил их же медом (имеются фото). Часть народа (Света, Лена, Алексей Воеводин и я) искупалась в тамошней речке у водопада (фотосъемка не велась).
Света отправилась прямиком по шоссе в Габрово, остальная группа поехала в объезд. Свернули в неприметной деревушке. За последним домом дорога превратилась в чуть заметную тропинку. Лена потерялась в деревне и тоже поехала по шоссе. А остальные продирались несколько сотен метров по заросшей дороге в горном лесу, по другую сторону горки вышли на асфальт. В Трявне пообедали. На перевале перед Габрово потеряли Алин виноград. (Нагло сожрали, пока я возился с расклепавшейся цепью.)
Приехали Андрей с Алей с соображением прикупить новый вынос. Мимо как раз проезжал абориген на «спеше» с жесткой вилкой и присоветовал веломагазин. Поехали вниз.
В Габрово все небо в тучах и сильный ветер. Буря! Скоро грянет буря! Догоняя с Настей группу, в панике промахнулся мимо гостиницы «Балкан» на пару-тройку километров. Так к нам пришел первый опыт спроса пути у местных. Пока мы катались, Света разведала местные ресторанчики и отвела нас в самый симпатичный. Устроили торжественный ужин в честь Галиного дня рождения. Запомнилась официантка Даниэла, которая учила нас традиционным болгарским танцам. Алексей Воеводин оговорился, назвав ее Эмануэль, прям по Фрейду.
Ночью пошел дождь.
К утру распогодилось, лужи высохли. Немного прокатился по центру города. Меняли Алин вынос. Титановые болты сопротивлялись, пришлось высверливать при помощи местных строителей-ремонтников. Сомневаюсь, что титановые
Съездили в Етар посмотреть этнодеревню. Очень приветливый смотритель. Местный байкер, увидев нас, подошел пообщаться и угостил всех сладостями местного производства.
Потом полезли на Шипку. Желающие делали по дороге вверх остановки для дозаправки пивом, кофе, какао или мороженным. Наверху встретили тех самых братьев-бельгийцев. Пока подтягивался хвост группы, выпили по кофейку. Потом все вместе полезли по крутому склону к монументу. Осмотрели музей, посетили смотровую площадку. Распрощались с бельгийцами, пообедали, спустились вниз по дороге, закрытой на спуск по случаю дорожных работ. Попутных авто нет, только встречные – красота! В городе Шипка посмотрели русский собор. Внутри памятные доски в честь русских и болгарских офицеров и солдат, погибших в русско-турецкую войну. Заночевали недалеко от Шипки, в деревне Енина. Попытались разместиться в «рыбном» отеле «Пастърва», но там не было мест на группу. Поселились в отеле «Святой Георгий». При номерах симпатичные балкончики, во дворе бассейн. Добровольцы купались.
Миновали Казанлык. По дороге закупили карты городов и районов Болгарии. К вечеру намечено быть в Софии. До Стара Загоры своим ходом, оттуда поездом. Света поехала по шоссе напрямик, остальные – через грунтовый перевал Среднегорово – Пастрово – Сладак Кладенец. Вверх по перевалу – приятная заброшенная грунтовка, по бокам – заросли ежевики. Выбрались наверх, по гребню идет асфальт. Андрей расспросил местного тракториста на «Кировце», который как раз запахивал нашу дорожку. По его словам, асфальт обоими концами упирается в военные объекты. Оно нам не надо. Вниз съехали по грунту с другой стороны горы. Дорога много хуже, ежевика и шиповник вывесили на дорогу свои колючие ветки, на дороге камни и глубокие промоины. Ехать интересно, особенно разогнавшись. Многие поцарапались, некоторые падали. У Валеры отвалился шатун.
После спуска – снова асфальт. Наелись диких слив и яблок. Не обошлось без гонки за электричкой. Успели. Билеты купили не с первого раза, но на поезд сели благополучно.
Вечером были в Софии. Уточнили расписание поездов. Заселились в хостел. Далее – осмотр города, кто пешком, мы с Настей – на велосипедах. Много машин, в центре сплошная брусчатка, улицы освещаются тускло, интересных примечательностей – мало. Мне не понравилось.
Утром осмотр города и поезд до Дупницы.
Не слабо пришлось повозиться с запихиванием великов в купе (багажного вагона не было) плюс пободаться по этому поводу с ж/д начальниками, требовавшими багажные квитанции.
Я поехал своим ходом. Чтобы миновать автостраду сделал крюк через Самоков. Приятная, несильно загруженная дорога. Примерно на 35-м километре пути – ДТП, движение перекрыто в обе стороны. Практически до Самокова пустая дорога. По дороге в Дупницу застрявшие в пробке машины меня все-таки догнали. На спуске к Сапаревой Бане, узком серпантине, пришлось на несколько минут съехать на обочину, чтобы пропустить длинную колонну, тащившуюся 30 км/ч.
В Дупнице воссоединился с группой. Миновали загруженное шоссе и пробрались по старой дороге и грунтовкам по правому берегу Быстицы через Блажиево и Сопово. Пересекли шоссе – и снова в горы, к Рильскому монастырю. Я отправился делегатом для захвата жилья. Добыл две комнаты. Условия для паломников в монастыре оказались спартанские. Зато на потолке старинная резьба, загадочные скрюченные фигуры на галереях, возможность полюбоваться ночным монастырем и утренняя побудка звуками колотушек и колокола. Ужинали в соседнем отеле, запомнился жадный официант, пытавшийся вытрясти за ужин вдвое больше его стоимости.
С ветерком съехали вниз от монастыря, пообедали в Благоевграде, поехали дальше вниз по Струме. По дороге встретили дикоползущую черепашку. В Кресне организатор рафтинга не вышел на связь, подходящих отелей и минеральных источников не нашли, так что немного пометались по городу и окрестностям, отдохнули в тени и отправились дальше.
В Сандански приехали в разгар балканского фольклорного фестиваля. На площадях и стадионах ряженые плясали народные танцы, и голосили местные поп-звезды. Искупаться в термальных источниках не получилось – не нашли. Тем не менее, нашелся недорогой уютный отель, из окон которого открывался отличный вид на город.
Вечером пошли участвовать в народных гуляньях, заодно разведали место и время работы минеральных бассейнов. Ужинали в греческом кафе. Самый разбавленный таратор во всей Болгарии. Остальная еда съедобная. Официанты неспешные.
В предвкушении дневки некоторыми членами экспедиции было выпито несколько бутылок Мерло различных сортов, в т.ч. и из горла посреди улицы. Я на след. день с утра не мог достоверно назвать номер своего телефона.
Город просыпался долго. Позавтракали – некоторые бутербродами, некоторые омлетами – и отправились в сторону Мелника. По дороге нагнали большую группу болгарских велотуристов, человек 50 с головным автомобилем и автобусом сопровождения. Света договорилась ехать с ними, остальные поехали на грунтовый перевал. Мы с Настей укатили вперед, доехали до Рожена. Там асфальт кончался. Я съездил вверх к Роженскому монастырю и могиле Яне Сандански. Монастырь действующий, поэтому решил не смущать его обитателей велоформой и фотоаппаратом, сфотографировал окрестности и съехал вниз. От Рожена вернулись в Кирланово, собрав по пути всю группу. По неприметной дорожке из крупного щебня начали карабкаться вверх. Из-за щебня ехалось тяжело, местами приходилось спешиваться. Несколько раз пересекали горные речки, где можно было набрать воды и освежиться. Пару раз купались. На одной из развилок дороги свернули не туда. Когда сообразили, что едем неправильно, пришлось догонять и возвращать Алю, уехавшую вперед. Там же состоялся очередной ремонт – на ее двухподвесе лопнул эксцентрик подседельного штыря, заменили его автомобильным хомутом, который нашелся в ремнаборе Воеводина. Скоростной спуск по грейдеру и булыжникам – отдельная история. Наконец грейдер вывел нас к глухой горной деревушке Пирин.
Вечереет, гостиниц нет – впереди 700-метровый перевал к Гоце-Делчеву. Очень удачно подвернулась возможность эвакуации в Огняново на автобусе болгарских велотуристов. Я оставил вещи и налегке рванул через перевал. Вверх поднимался в сумерках, вниз мчался при свете фары и луны.
Оставшиеся коротали время в ожидании автобуса за обследованием местных огородов, распитием ракии и игрой, в которой надо мимикой и жестами объяснить загаданное слово. Играли уже при свете фонариков. Настя была на высоте.
Доехал до Огняново раньше автобуса и там свалился без сил (буквально - на скамеечку возле поилки). Скоро подъехал автобус, мы по рекомендации болгарских товарищей поселились в недорогом отеле на минеральных источниках, перед сном искупались в теплых бассейнах.
Утром повторили процедуру купания и позавтракали. Андрюха решил покупаться после завтрака, но с него потребовали денег. По этому поводу он сильно осерчал. Остальные успели покупаться бесплатно.
Отправились следом за болгарами. Наши маршруты в этот день совпадали. Выехали поздно, солнце уже жарило, и ехалось тяжело. На деревенском рынке купили фруктов и устроили второй, «арбузный», завтрак в придорожной тени возле мусульманского кладбища. Дальше дорога пошла в горку, солнце в зените, тени почти нет. Настя поймала машину и нагнала болгар с автобусом. Остальные ехали, как могли. У каждой придорожной поилки останавливались умыться и охладиться. В горах видели кустарное производство сланца.
В Доспате все встретились, болгары заканчивали обед, мы только приступили. От Доспата поехали в рекомендованный болгарами Тешел. Ехали неспешно, сильно растянувшись по дороге. Первые спустились к гостинице в вечерних сумерках, последние – уже в полной темноте. Расселились в хиже «Тешел» в две большие комнаты, посетили местную столовую с недорогой невкусной пищей, перед сном прогулялись по окрестностям.
Утром встали пораньше, налегке съездили посмотреть пещеру «Дьявольско Горло». Пещера сырая и грязная, ценна для спелеологов и любителей летучих мышей. Дорога от хижы «Тешел», пожалуй, понравилась больше, чем сама пещера.
Вернулись. Собрались. Позавтракали в соседней гостинице "Орфей" в компании маленькой серо-оранжевой птички. Дальше по дороге вдоль реки – сначала вниз по р. Ваче, потом вверх по р. Широлашке – доехали до Широкой Лаки, перекусили. На грунтовый перевал, намеченный по плану, не было сил и времени, поэтому поехали дальше, в Пампорово. Вскарабкались на горнолыжный курорт. Наверху – большие и маленькие гостиницы, стройплощадки, кафешки с навязчивой музыкой и дорогой едой. Надолго останавливаться не стали. Желающие прокатились на подъемнике (до верха горы добраться не удалось – подъемники уже закрывались). Вниз скатились быстро, с одной недолго остановкой в Чепеларе. У поворота с трассы на Забырдо решили определиться с ночевкой. Андрей съехал чуть ниже по дороге и разведал очень уютную гостиницу «Синия Ханъ». Заселились туда с намерением следующим утром осмотреть «Чудесные Мосты».
Проснулся рано, солнце только-только появлялось из-за гор. Валера с Алей уже укатили на велосипедах в сторону «мостов». Я тоже быстро собрался и покатил в гору. Пустая дорога, живописные склоны гор в утреннем свете. Время от времени останавливался фотографировать. Дорога же шла наверх все круче и круче. Наконец добрался до «мостов». Аля и Валера уже начали исследовать окрестности, я присоединился. Пока мы бродили, подъехала Лена и скрылась где-то на тропинках среди скал. По дороге вниз встретили такси, на котором ехали Андрей, Алексей, Настя и Галя. Я был проинструктирован по поводу завтрака и помчался вниз догонять Валеру. В гостинице по мере готовности завтракали и выезжали в сторону Асеновграда. Сбор назначили в Бачковском монастыре.
Дорога шла все время вниз, ехалось легко. В монастыре встретились и снова разделились, назначив встречу на вокзале в Пловдиве. Не доезжая Асеновграда свернули на горную дорогу к развалинам «Асеновой крепости». Место впечатляет – ущелье, дорога и город как на ладони. От византийской крепости остались только груды камней и церковь поздней постройки.
Сам город Асеновград совершенно невыразительный, вместо объезда по шоссе свернули на дорогу в центр. Ничего интересного не нашли - панельные дома и сплошные промзоны. По дороге в Пловдив нагнали часть группы. В Пловдиве снова разделялись, встречались, гуляли, снова разделялись, снова встречались.
У Лены сломался 1-й петух. За ужином волей случая мы с Валерой оказались за одним столом с местными девицами Зорницой и Рени. Очень мило и весело пообщались.
Ночью все собрались на вокзале, погрузились в поезд до Бургаса и попытались в этом поезде уснуть.
Те, кто догадался прихватить в дорогу пивка, спали без проблем.
Мне поспать в поезде не удалось. Спальных вагонов в поезде не было. Пришлось устраиваться на неудобных раскладных креслах. К тому же чем-то отравился в Пловдиве – всю ночь мутило, утром из поезда выгрузился с температурой 38-40.
Дорога до Несебра, в котором была запланирована дневка, далась тяжело. Вариант сгонять в Созополь даже не рассматривал. На шоссе за Бургасом у Насти спустило заднее колесо с бескамерной покрышкой. Как водится, неприятности свалились на голову все разом. Сломанным насосом накачать колесо не удавалось, без инструментов не получалось разобрать ниппель и залить герметик, остальная группа осталась где-то далеко позади с неопределенными планами. На моем телефоне кончились деньги. Ну и голова после бессонной ночи не особо соображала. К счастью, группа нас догнала (все, кроме укативших смотреть Созополь Андрея, Али, Федора и Лены), с колесом справились и поехали дальше.
В городке Алехой у меня силы кончились, а съесть что-нибудь для их восполнения просто не мог. Под Настиным присмотром провалялся на скамейке в парке больше часа. Потом кое-как встал, и до Несебра мы доехали. С несколькими остановками дополз до частного отеля «Тони», который нашли Света, Дима и Володя. Я завалился отсыпаться, остальные разошлись гулять по городу. Ближе к вечеру с Настиной помощью переполз полежать в тенек на пляже. С вечерних посиделок у Андрея в номере сбежал пораньше и завалился спать.
Дневка. Каждый выбирает программу развлечений сам. Валера с Леной укатили на велосипедах куда-то в горы. Остальные катались в окрестностях, купались в море, гуляли по Несебру и Сланчев Брягу.
Я продолжил отсыпаться. Потом прогулка с Настей и Димой по городу, купание в море, посещение аквапарка.
У Лены сломался 2-й петух.
Едем в сторону Варны. С разгона промахнулись мимо выезда из Сланчев Бряга на старую дорогу. Группа следует без трех участников – Валера стартовал рано утром, Леша Воеводин вовремя свернул на старое шоссе, а Света подбрасывается на авто. Чтобы не возвращаться по шоссе едем напрямик через гору. За Кошарицей асфальт продолжается – техническая дорога к радиовышке. Карабкаемся по крутой дороге вверх и гадаем, что ждет наверху. Влезаем все выше, а подходящей дороги все нет. Наконец на самом верху,практически у ворот антенного комплекса, находим наезженную грунтовку. Скатываемся по ней с ветерком на седловину перевала, и выезжаем на шоссе. Затяжные спуски чередуются с затяжными подъемами. За городком Рудник останавливаемся на обед в симпатичной придорожной кафешке.
После обеда продолжаем спускаться вниз. Проезжаем Старо Оряхово, наблюдаем там последствия ДТП, пересекаем по мосту Камчию и через несколько километров сворачиваем на неприметную дорогу, без указателей, которая сначала превращается в грунтовку, а потом выводит нас к туркомплексу в устье Камчии. Здесь обнаружилось, что наши разведчики разделились. Леша Воеводин поселился в гостинице «Камчия», а Валера в бунгало «Романтика». Начались поиски, гостиницу мы с разгону проскочили и приехали в бунгало. Обстановка в бунгало очень спартанская, я покрутился по комплексу, нашел гостиницу, в которой обосновался Воеводин, и мы с Настей перебрались туда. А ресторан-то в гостинице оказался посредственный. Зато номера комфортные.
Последний день путешествия. Вылет нашего рейса перенесли на вечер. Мы с Настей и Лешей, не спеша, прокатились по Камчии на катере. Потом перекусили в кафе и отправились догонять группу. Автостраду перед Варной объехали, сделав крюк в сторону Галаты, и на точку сбора опоздали.
Тем временем в основной группе на одном из пологих спусков Валера зацепился рулем за Алин руль. В результате оба неслабо навернулись. К счастью все обошлось без серьезных последствий. Ссадины, синяки, порванная одежда и рюкзак. У Валеры лопнул шлем.
На площади у собора мы никого не застали - все уехали кататься по городу. Времени до вылета оставалось много, так что мы с Настей поехали, никуда не торопясь, по дороге к аэропорту. Заехали в кафе выпить по чашечке кофе, вышли на связь с остальной группой – и обнаружили, что они обосновались в соседнем кафе - через дорогу от нашего. В очередной раз все воссоединились, отобедали и направились по кратчайшей дороге, по автомагистрали, в аэропорт. Коврики терпеливо ждали нас там, где мы их оставили. Велосипеды снова засунули в чехлы, сдали вещи в багаж и стали дожидаться своего опаздывающего самолета.
Ожидание скрашивалось наблюдением за взлетами/посадками других самолетов (благо в аэропорту имелся удобный балкон прямо напротив ВПП) и, конечно, мастикой, к которой народ под конец пристрастился.
Все. Путешествие по Болгарии кончилось.
Путешествие удалось. Болгария - один из немногих вариантов отдыха, где уровень сервиса и цен позволяет с удовольствием и без чрезмерных трат путешествовать налегке, без палаток, спальников и прочего бивачного снаряжения. Сентябрь очень подходящее время для поездки: погода хорошая, тепло (а временами даже жарко), поспевает большинство фруктов и овощей. Национальная кухня вкусная. Язык близок к русскому, объясняться с местными жителями несложно.
Первоначальный маршрут в ходе поездки был несколько упрощен и укорочен, дневка перенесена из Кресны в Несебр. На содержательной части похода это не сказалось. Общая протяженность пройденного маршрута - 900 км.
При посещении исторически примечательных мест (а таких нам встречалось немало) очень полезно знать непростую историю Болгарии и Балкан.
Фото в отчете- Д.Рыженков, А.Егоров, В.Лапшин, А.Нагорных, В.Ткачук
Отчет - Алексей Егоров
2006