апрель - май 2005
Россошь – Новая Калитва - Твердохлебово – Богучар – Казанская - Вешенская – Серафимович – Клетский – Калач-на-Дону – Волгоград
Краеведение. Знакомство с шолоховскими местами. Посещение музея писателя (Вешенская). Посещение мест боев Великой отечественной войны (линия фронта по Дону, Сталинград).
Выезд из Москвы. В поезде встретили еще группу велосипедистов – Андрей Чупикин (CHU) и компания. Они собираются идти по противоположному берегу Дона (их отчет).
Прибыли в Россошь (Воронежская обл.). Собрали велосипеды, закупили продукты, посмотрели памятник (танк ИС-3). Пообедали в кафе. Поход начался. Направились к Дону. Мимо цементного завода и завода минудобрений добрались до Старой Калитвы. Мост, по которому проходит маршрут – затоплен (разлив Дона). До Новой Калитвы, где намечена ночевка и продолжение маршрута – около 3 км по воде, глубина ~3 м. Моста, парома, перевоза – нет. У разлива встретили приезжих рыбаков на авто – они тоже собирались на противоположный берег. Не смогли перебраться. Ближайшая дорога на Новую Калитву – вернуться в Россошь и перебраться через реку выше по течению. +80 км (1 ходовой день). Терять день – жалко. Нам повезло. Там же у разлива встретили Александра, местного жителя. Он вызвонил своих родственников и за нами пришел фургончик-газель. В кузове было тесновато, но вся группа – 8 человек, 8 велосипедов и вся поклажа поместились в машину. Вместо Новой Калитвы заночевали в Россоши. Нас разместили в теплом доме, накормили ужином, угостили медом и местным бальзамом (очень вкусным). Засиделись с хозяевами за столом заполночь.
Рано утром позавтракали. Хозяева собрали нам в дорогу меда, домашних колбас, бальзама. На газели и легковушке нас забросили в Новую Калитву, на Миронову гору. В 42-43 за эту высоту велись тяжелые бои. Румыны и итальянцы время от времени приезжают забрать своих мертвых. На горе – памятник погибшим советским солдатам. Сейчас памятник в запустении. Фонари разбиты, провода оборваны и растащены, вечный огонь не горит, окрестности замусорены. За памятником аккуратно сложены старые венки. Хочется верить, что в день победы у памятника появятся новые венки и свежие цветы.
Осмотрели памятник, позавтракали. Отправились в путь. Походный порядок – впереди Ник или Штурман, замыкающим – Доктор. Витя до самого конца похода ехал на этом ответственном месте, поддерживая отстающих словом, таблеткой и прочими достижениями медицины.
Держим курс на Твердохлебовку и Богучар. Первую половину пути – асфальт – пролетаем быстро. На второй половине асфальт пропадает и нас ждет глинистая полевая дорога. Делаем короткий привал, съедаем перекус из сухофруктов - и вперед. Грунт размыт недавними дождями, налипает на колеса, превращая их в толстые слики. Дальше – хуже. Ехать приходится рядом с дорогой, велосипеды постепенно зарастают грязью, колеса перестают крутиться от налипшей земли и травы. Приходится часто останавливаться и очищать велосипед. Вибрейки расстегнуты, крылья сняты. Это помогает продержаться немного дольше и набрать чуть больше грязи до очередной чистки. Глина сменяется таким же липким мелом. Теперь вместо коричневой субстанции мы боремся с субстанцией серой. То и дело приходится поднимать велосипеды и перетаскивать их через месиво дороги. В такой ситуации велоштаны на багажнике – серьезная обуза. Мне, Лене и Насте приходится нелегко. Ребята помогают перетаскивать груженые велосипеды. Борьба с грязью продолжается несколько часов. Развилка. Одна дорога идет верхом по насыпи, другая – параллельно ей по полю. Идем по нижней. Упираемся в заболоченное поле. Отмываем велосипеды от глины и возвращаемся на насыпь. Форсируем пару канав. Ноги уже безнадежно промокли, но настроение у всех бодрое.
Проходим еще пару километров и останавливаемся на обед в недостроенном коровнике. Ник, я и Настя отправляемся налегке в деревню за водой и продуктами на обед. Остальные разбивают временный лагерь. Воду набираем в домах на окраине. В поселке газ и водопровод. Это Твердохлебовка. Купить молока и овощей не удается – дома закрыты, жители где-то празднуют первомай и пасху. Закупаемся в местном магазине. Ценников на некоторых продуктах не оказалось, и продавщица минут 10 рылась в приходных книгах, прежде чем продать нам еду.
Возвращаемся в коровник. Готовим суп и чай. Греемся у костра. Горячая еда придает сил, мы выезжаем на дорогу, где глиняная жижа постепенно сменяется асфальтом. Минуем село и встаем недалеко от него в красивом сосновом перелеске возле речки Богучарки на ночевку. До реки добраться не удается – местность вокруг заболочена. Вода в болоте оказалась вполне свежей. Наполняем каны и пластиковые бутыли, добавляем марганцовки, готовим ужин. Мед и бальзам из Россоши – очень кстати.
Утром выглянуло солнышко. Натягиваем веревку, сушимся, завтракаем, собираем лагерь и трогаемся в путь. Резво долетаем до Богучара. На окраине умываемся и чистим велосипеды. Многие увлекаются и отмывают не только цепь с переключателями, но и весь велосипед до блеска. Закупаемся в магазинах провиантом и отправляемся дальше, в Монастырщину.
Под ярким солнышком ехалось легко. За очередным подъемом открылся замечательный вид на холм слева от дороги. Несмотря на то, что время гнало нас вперед – остановились и осмотрели его. Холм настолько доминирует над окружающей местностью, что ни одна война не обошла его стороной. Наверху обнаружился памятник и развевающийся флаг (сам я до вершины не добрался), на склоне – эхо войны. Ржавый неразорвавшийся снаряд, без взрывателя, но наполненный толом.
В Монастырщине подкрепились морковным соком. Пытались купить у местных жителей овощей – те отдают просто так. Нас нагружаю нескольким килограммами картошки и лука, свежим чесноком и банкой неопознанного варенья. Чтобы не быть неблагодарными – угощаем местных перекусом из орехов и сухофруктов. Едем дальше. Время обеда давно прошло, останавливаемся в лесополосе недалеко от Белой Горки и готовим обед на газовой горелке. Комары старательно выгоняют нас из леса на поле. Погода на глазах портится, налетает сильный ветер, приносит с собой грозовые тучи. Начинает накрапывать дождик. Вот-вот начнется ливень. Мы перед выбором – ставить лагерь и переждать непогоду или ехать и мокнуть… Быстро собираемся и едем дальше. За Белой Горкой асфальт кончается, и начинаются грунты. Дорога круто поднимается на плато. Снова грязь, снова приходится идти по обочине. На некоторых участках груженые велосипеды приходится толкать в горку вдвоем. Впереди нас вьются два горно-велосипедных следа. Гадаем, кто это может быть.
Дождь, похоже, ушел в сторону. Но на плато сыро. Двигаемся по закраинам дорог, по полю, объезжая лужи. Земля налипает не так быстро, как в предыдущий день, но ехать тяжело.
Встаем на ночевку на плато, прямо на дороге в небольшой лесополосе. Темнеет на глазах. После непродолжительных дебатов и расчистки территории размещаем все палатки. Набираем дождевую воду из большой лужи. Лена кормит нас отличным ужином – картошка с луком, салат из горошка и зелени, чай с медом и печеньем.
Ночью, похоже, был небольшой дождь. Утро пасмурное, но сверху ничего не капает. Завтракаем, сворачиваем лагерь, отправляемся в путь. Мокрые дороги все тянутся и тянутся. Начинает чувствоваться усталость. Хочется в горячий душ.
Наконец появляются признаки цивилизации – ферма (похоже, заброшенная) и стадо коров. Пастухи указывают дорогу и после очередного спуска с укрытыми травой ямами и крутого подъема, куда велосипеды пришлось тащить пешком. На верху – карьер, а за ним начинается асфальтовая дорога. Спускаемся к Казанской. Пока группа собиралась у понтонного моста, Штурман нашел хозяев загадочных велоследов. Впереди нас ехали Михаил Праслов с Оксаной (их отчет). Они стартовали из Россоши 1-го мая, сразу поехали через действующую переправу, прошли грунтами от Белой Горки несколькими часами раньше нас и заночевали на окраине Казанской. Мы пообедали в одной столовой. Михаил стартовал первым, мы – немного погодя, когда наконец уместили в себе очень вкусный и обильный обед. Отмывали велосипеды два часа. Кто в реке, кто под колонкой.
Отправились дальше. Небо хмурое, иногда сквозь тучи пробивается солнышко и тогда видна радуга. Иногда одна, иногда целых три. Ник говорит – плохая примета. Ждем неприятностей – они не приходят.
Остановились на привал под яблоней. Пока доставали и поедали сухофрукты, Настя расположилась на толстой, почти горизонтальной ветке дерева. Ник осторожно и тихо, чтобы не вспугнуть, подкрался с фотоаппаратом. А его самого уже так же осторожно и тихо выслеживал объективом Доктор.
В Вешенскую приехали под вечер. Незадолго до станицы нас встретил дождь. В комфортабельной гостинице «Дон» на берегу реки мест для нас не нашлось. Зато удалось отмыть грязь с велосипедов под струями воды, стекающей с крыш. Заселились в старую гостиницу с минимальными удобствами. В нашем номере не было ни душа, ни горячей воды. Штурман, видимо, проникся солидарностью, и слил всю горячую воду в своем номере. Так что тем, кто не успел помыться до него, пришлось, как и мне, закалять организм в холодной воде.
Упомяну также эротическую сушку штурманом одежды, но в подробности вдаваться не стану.
Еще один итог дня – поломка на моем велосипеде. Правая манетка после подозрительного хруста перестала работать. Цепь зафиксировалась на 7й звезде. Вскрытие показало поломку пластикового барабана SRAM 7.0. Не подлежит ремонту. Илья закрепил переключатель винтами на 6й звезде. Теперь у меня 3 скорости. К тому ж издох задний тормоз.
Отужинали в кафе в той же гостинице. Для устранения последствий дождя и поднятия тонуса Ник выдал всем к ужину порцию женьшеневой настойки.
Мой день рождения. Третий раз встречаю ДР в походе. День как день, просто стал на год старше. Этот год - Год Велосипеда по персональному летоисчислению. Всего за год: купил первый велосипед, научился кататься, первые падения на асфальте, грунтах и на льду, ПВД и ночные катания, первые гонки – марафон и шорт трек, первый поход (зимой), сборка велосипеда под себя, друзья-велосипедисты… Так что встретить ДР на велосипеде было крайне логично. Что и произошло.
Позавтракали в гостинице, собрались. Посмотрели станицу, сходили в музей Шолохова и на его могилу. Погода снова нас балует. Светит солнышко, тепло, лужи высыхают прямо на глазах. Рядом с музеем встретили группу велосипедистов из Волгограда, клуб «Орион». Мы направляемся в Волгоград разными путями, но 8-го договорились там встретиться.
Возвращаемся на правый берег Дона и с новыми силами продолжаем двигаться по маршруту. Опять поломка. На этот раз у Гали – после падения треснул петух. Задним переключателем теперь придется пользоваться осторожно. Едем. Базковская, Калининский, Нижнекривский – и снова уходим с асфальта на грунты. Дороги подсыхают на глазах. Уже почти везде можно ехать по плотной глине. Но местами все-таки приходится объезжать/обходить лужи по полю. Вечер застает нас на плато в 3 км южней Тюковного. Разбиваем лагерь на краю заросшей балки. Быстро темнеет. Погода ясная, все небо над нами усеяно звездами. За водой идем с Ильей и Настей в соседнюю балку уже в темноте. Спускаемся к ручью и возвращаемся с наполненными канами и бутылями.
На ужин вскрываем варенье из Монастырщины. Оказалось сливовое, очень вкусное. Допиваем настойку. В торжественной обстановке вручается денрожденный подарок. Еще немного задерживаемся у костра, потом расползаемся по палаткам.
Завтракаем и стартуем. Сегодня начались проблемы с моей левой манеткой. После удара коленом при падении нижний рычаг стал работать с значительно большим ходом. К концу дня манетка развалится окончательно.
Спускаемся к Крутовскому. Около памятника встречаем колоритного художника из Серафимовича. Он с помощником подновляет монумент к дню победы. Разговорились, обменялись адресами. Закупили в магазинах провизии и отправились дальше. На крутом каменистом спуске к Зимовному упала Настя. Ехала без шлема. Рассечена кожа на голове, ссадины. Ник с Доктором остановили кровь и перевязали голову. Отмыли кровь с одежды. Срочно едем искать врача. В Зимовном только фельдшер, там не останавливаемся – едем сразу в Усть-Хоперскую. Дорога идет по живописному берегу разлившегося Дона. Делаем всего одну короткую остановку – восстановить силы и умыться в Доне. Вода довольно теплая. Можно было бы искупаться, но сейчас не до того. В Усть-Хоперской находим доктора, он обрабатвытает и зашивает настину рану. Мой велосипед продолжает сыпаться. Теперь задняя покрышка. Вовремя не заметил, что колесо подспущено (в камеру попал шип от растения) – в результате под тяжелым багажником протерся насквозь кевларовый корд. Лена делится запасной покрышкой – теперь у меня сзади злой Панарейсер .
От Усть-Хоперской направляемся в Серафимович. Асфальт делает большой крюк, поэтому едем грунтами вдоль Дона. Дорога скачет вверх-вниз по холмам. Накат по высохшей глине отличный. В Затонском набираем воды. Нижняя дорога в монастырь у Серафимовича затоплена. Приходится карабкаться на холм и оттуда спускаться к монастырю. Монастырь выглядит довольно запущенным. Встретили нас там неприветливо. Так что делаем несколько кадров и едем дальше, в Серафимович. Останавливаемся в гостинице. Оттуда на такси в кафе. Запланированная на вечер баня не удалась – кочегар затушил котел и пропал без вести. Воду нагреть не удалось. Вернулись в гостиницу.
Утром встали рано. Попытка позавтракать в кафе по дороге превратилась в торгинспекцию – большая часть проданных нам продуктов оказалась просроченными. Перед нами извинились, деньги вернули. Определенно, нам не везет в этом городе.
Начинает поджимать время. Приходится сократить маршрут на 150-200 км - не следовать петле Дона, а проехать напрямик через степь. Чтобы не отстать от походного графика предстоит пройти 170 км за два дня.
Сначала хотели ехать по асфальту вниз до Калача, но всё же решаем срезать по грунту через Клетский - установилась хорошая погода, тепло, светит солнце, грунты закаменели.
Стартуем в направлении Клетского. Асфальт сменяется укатанной грунтовкой. Светит солнце, тепло. Едем быстро. На колдобинах здорово трясет. После грунтов пришлось остановиться и подтянуть разболтавшиеся винты. До Клетского доезжаем к обеду. Рядом с селом на холме – танк на постаменте. Поднимаемся к нему, фотографируемся и спускаемся вниз.
Столовая в Клетском закрыта. Находим уютное кафе на местном рынке и обедаем там. Набираем воды и снова в дорогу. К своим условным трем передачам я привык. Переключение производится подтягиванием троса переключателя на раме. Сложные грунтовые участки и затяжные подъемы еду на 1-6. На нормальной дороге засовываю под тросик переключателя бутылку от пол-литровой колы и качу на 2-6. Для 3-6 фиксатора придумывать не стал, так и оставил на ручной тяге. На предложения группы механиков купить на местном рынке крутой двухподвес за 4 тыс. и перекинуть себе оборудование не соглашаюсь.
На ночевку встали в 50 км от Клетского, в небольшой рощице у дороги. Все здорово устали. Сил на распилку дубовых поленьев уже почти не хватало. Нашли сухую акацию. На ужин вместо каши или похлебки ели блины «штурманские» с медом.
Ждали нашествия ядовитых пауков, змей и прочей фауны. К счастью, никого страшней майских жуков в лагерь не пробралось.
Ночью, похоже, прошел небольшой дождик. Но утром все вокруг сухо.
Собрались, позавтракали овсянкой, сваренной на минералке (обычной воды хватило только на чай). И снова в путь. Остался последний бросок – до Калача-на-Дону. Сначала грунтовка, потом асфальт. Немного не доезжая до Калача, в районе кургана Хорошев – танк «КВ»* на постаменте. Из-за поворота кажется, что он выезжает на дорогу. На башне красный флаг. Подъехали ближе. Рядом с танком – обелиск и братские могилы, за ними – цветущее дерево. На могилах железо с мест боев. Солдатские каски, противогазы, котелки, пулеметные диски и патронные ящики, фрагмент пикирующего бомбардировщика и артиллерийского орудия... И цветы. Впечатление от памятника очень сильное. Даже Мамаев курган не трогает душу до такой степени. Почтив память погибших, едем дальше.
Перед мостом через Цимлянское водохранилище – еще один памятник. На этот раз – летчикам. Во время войны здесь был аэродром. Переезжаем мост. Сначала заезжаем в Камыши – посмотреть памятники. Оттуда – в Калач. Первым делом едем в больницу. Пока Насте меняют повязку, Илья с Витей провели разведку города. В Волгоград решено ехать электричкой. Поезд ходит два раза в день – первый рано утром, второй – днем. Решено ехать 8-го на дневном поезде. Обедаем в кафе, заселяемся в гостиницу. Отмываем дорожную грязь. Самое сложное позади.
Сегодня группа временно разделяется. Накануне Илья предложил ехать в Волгоград своим ходом. Я с ним. Договорились с Ником встретиться на вокзале.
Стартуем в 12 вместо запланированных 11-30. И сразу неприятный сюрприз – сильный встречный ветер. Едем. Шоссе оказалось не таким загруженным, как мы предполагали. Но ветер здорово мешает. Разогнаться выше 25 км/ч даже с горки трудно. Я еду на одной передаче – к счастью, крутых подъемов нет. После первых 40 км начинает чувствоваться усталость. Короткие привалы делаем теперь каждые 10 км, чтобы сберечь силы едем друг у друга на колесе, время от времени меняемся. В Горьковском делаем привал на 10 минут - запас по времени у нас достаточный. Созваниваемся с Ником, отчитываемся о пройденном пути и едем дальше. На вокзал приезжаем за полчаса до электрички. За 5 часов прошли 90 км. Чистое время движения 4 с половиной часа, средняя скорость 20 км/ч. С грузом против ветра – вполне достойно.
Объявляют электричку. Илья остается с велосипедами на вокзальной площади, я иду встречать наших. Группа благополучно воссоединилась.
Там же на вокзале встречаемся с группой Велопитера и Толиком-Ветролетом (их отчет). Снова разделяемся. Я, Дима, Илья и Настя – в торговый комплекс. Там единственный работающий в праздники веломагазин – «Спортмастер». Надеюсь прикупить там манетки. В это время Ник и остальные ищут гостиницу.
Манеток в «спортмастере» не нашлось. Зато мы случайно встретили Влада, хозяина нормального волгоградского веломагазина. У него нашлась подходящая левая манетка. Теперь у меня снова три полноценных скорости.
Гостиницу найти не смогли. Все занято накануне Дня победы. Нас приютил клуб волгоградский велоклуб «Орион» (их сайт ). Оставили вещи у них в подвале и отправились на ужин и ночную прогулку по городу. Проехали по центру, поужинали, прошли по темному и почти безлюдному Мамаеву кургану.
Сегодня - культурная программа. Завтрак в кулинарии ресторана «Волгоград» (очень вкусно!). Посмотрели парад, панораму сталинградской битвы, дом Павлова, еще раз побывали на Мамаевом кургане, проехали по набережной и паркам. Я искупался в холодной Волге. Сходили в баню, закупили в кулинарии еды на ужин.
В «Орионе» устроили интернациональное велозастолье. Туристы-горники отловили где-то в городе четверых французов на велосипедах и привели их в «Орион». Мы выставили угощение. Французы рассказали о себе – они оказались игроками в регби (их сайт). Полтора месяца назад выехали из Парижа, проехали Румынию, Украину и держат путь дальше – в Новую Зеландию. Надеются попасть туда к февралю. Отчаянные ребята.
После ужина мы вместе отправились смотреть салют, потом сводили французов в баню. Заполночь вернулись в «Орион».
День отъезда. Рано утром с Ником и Настей проводили французов. Погуляли по городу. Позавтракали в кафе. Съездили за оставшимися в «Орионе» и еще раз позавтракали. Потом все вместе отправились кататься на речном трамвайчике по Волге. Посмотрели уже знакомый город с воды.
И подошло время отъезда. Собрали вещи, попрощались с гостеприимным «Орионом» и погрузились в поезд. Вот так прошел донской поход с Ником в мае 2005 года.
580 км (680 у нас с Ильей) новых мест, приключений, впечатлений, приятного общения. Запланированный поход удался. Команда работала слаженно и дружно. Поставленные цели достигнуты. Ни травмы, ни поломки не помешали пройти маршрут.
Фото - Ник, Yellowspy, Ena, Виктор
Отчет - Алексей Егоров
2005